Отвечаем на вопросы по пожарной безопасности
Попробуйте найти аналогичную тему среди 4797 имеющихся вопросов по пожарной безопасности или
Задайте свой вопрос 
» » 🔥Требования пожарной безопасности к ограждающим конструкциям, заполнению проемов в противопожарных преградах и тамбур-шлюзам автостоянок

🔥Требования пожарной безопасности к ограждающим конструкциям, заполнению проемов в противопожарных преградах и тамбур-шлюзам автостоянок

  • 0
2019-05-16 11:01 0
Имеется отдельно стоящая одноэтажная подземная автостоянка, состоящая из 2-х противопожарных отсеков.
В автостоянке проектируется автоматическая сплинкерная система пожаротушения.
А) Проемы в стене (противопожарная перегородка 1 типа) между отсеками оборудованы воротами с IE 30. Надо ли защищать проемы дренчерной водяной завесой? А если использовать ворота с большей огнестойкостью?
Б) Пандус для въезда машин оборудован противопожарными воротами (IE 30) со стороны улицы, на уровне земли. Надо ли устанавливать дренчерную водяную завесу внизу, со стороны хранения автомобилей? Или надо защищать пандус сплинкерными оросителями без установки завесы? Архитектор предлагает установить ворота внизу пандуса (со стороны автостоянки), надо ли оборудовать завесу в этом случае?
В) Выходы на улицу из автостоянки выполнены в виде лестничных клеток с дверями IE 30 наверху, со стороны улицы и непротивопожарными дверями ("металлопластиковыми") внизу, со стороны автостоянки, без тамбур-шлюзов. Надо ли ставить водяные завесы над дверными проемами? Архитектор предлагает заменить дверь внизу (в автостоянке) на противопожарную, будут ли нужны завесы в таком случае?

2019-05-16 11:01
  • 0
Николай Морозов
Ответил эксперт:
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"  пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" , и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" , и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с ч.3 ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ  при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" , и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
В соответствии с п.32 постановления Правительства РФ от 19 ноября 2008 года N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил"  для соблюдения требований технических регламентов и оценки соответствия своды правил применяют после внесения их в перечни национальных стандартов и (или) сводов правил, подлежащие утверждению и опубликованию в установленном порядке (прим.ред.: указанное Постановление Правительства РФ утратило силу с 7 июля 2016 года на основании Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 624 "Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил") .
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся своды правил и национальные стандарты, включенные в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" , утвержденный приказом Росстандарта от 16.04.2014 N 474  (ред. от 20.03.2015).
В настоящий момент к нормативным документам по пожарной безопасности относятся:
- СП 1.13130.2009  "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (в редакции от 09.12.2010);
- СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты"  (ред. от 23.10.2013);
- СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"  (ред. от 18.07.2013);
- СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования"  (в редакции от 01.06.2011);
- СП 154.13130.2013 "Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности" .
К нормативным документам обязательного применения в области безопасности зданий и сооружений относятся своды правил и национальные стандарты, включенные в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" , утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521  (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 29.09.2015 N 1033 ) (изменение вступило в силу с 01.10.2015 (за исключением отдельных положений, которые вступают в силу в силу с 1 марта 2016 года).
Определенные пункты и разделы СП 113.13330.2012 "Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99 " (разделы 1 , 4 (пункты 4.2 , 4.3 , 4.5-4.7 , 4.10 , 4.11 , 4.14 ), 5  (пункты 5.1.5 , 5.1.14 , 5.1.15 , 5.1.20-5.1.24 , 5.1.28 , 5.1.29 , 5.1.31 , абзац первый пункта 5.1.32 , пункты 5.1.34-5.1.43 , 5.1.45 , абзацы первый и второй пункта 5.2.1 , пункты 5.2.2 , 5.2.3 , 5.2.6-5.2.8 , 5.2.18 , 5.2.19 , 5.2.20 , 5.2.29 , 5.2.31 , 5.2.37 ), 6  (пункты 6.1.3 , 6.2.1 , 6.2.4 , 6.3.1-6.3.13 , 6.4.2-6.4.6 , 6.5.3-6.5.7 ), приложение В) в данный перечень включены и, соответственно, применяются на обязательной основе.
Соответственно, требования к ограждающим конструкциям автостоянок, заполнению проемов в противопожарных преградах, тамбур-шлюзам определены ст.88 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ , СП 2.13130.2012 , СП 4.13130.2013 , в том числе разделом 6.11 "Требования к автомобильным стоянкам" , обязательными пунктами и разделами СП 113.13330.2012 .
Пожарный отсек - часть здания и сооружения, выделенная противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями или покрытиями, с пределами огнестойкости конструкции, обеспечивающими нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение всей продолжительности пожара (п.27 ст.2 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ ).
В соответствии с ч.5 ст.88 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ , п.5.4.7 , п.5.4.8 СП 2.13130.2012  для выделения пожарных отсеков применяются противопожарные стены 1-го типа (REI 150) и (или) перекрытия 1-го типа (REI 150).
Противопожарные стены, разделяющие здание на пожарные отсеки, должны возводиться на всю высоту здания или до противопожарных перекрытий 1-го типа и обеспечивать нераспространение пожара в смежный по горизонтали пожарный отсек при обрушении конструкций здания со стороны очага пожара.
В соответствии с таблицами 23  и 24 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"  (ред. от 13.07.2015) в противопожарных стенах 1-го типа (REI 150) должны устанавливаться противопожарные ворота 1-го типа (EI 60).
В соответствии с ч.11, ч.12 ст.88 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ , п.6.1.37 СП 4.13130.2013  в проемах противопожарных преград, которые не могут закрываться противопожарными дверями или воротами, для сообщения между смежными помещениями категорий В, Г и Д допускается предусматривать открытые тамбуры, оборудованные установками автоматического пожаротушения. Ограждающие конструкции этих тамбуров должны быть противопожарными.
Соответственно, если в проеме противопожарной стены 1-го типа (REI 150) установлены противопожарные ворота 1-го типа (EI 60), то установка водяных завес не требуется.
В случае устройства в проемах противопожарных преград открытых тамбуров, требуется устройство противопожарных водяных завес, отвечающих требованиям п.5.3.2.7 СП 5.13130.2009 .
В соответствии с п.5.1.21 СП 113.13330.2012  из каждого пожарного отсека на этаже следует предусматривать не менее 1-2 въездов-выездов на закрытую рампу или наружу. Один из указанных выездов (въездов) допускается предусматривать через смежный пожарный отсек.
В соответствии с ч.3 ст.87 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ , п.5.4.4 СП 2.13130.2012  пределы огнестойкости и классы пожарной опасности заполнений проемов в ограждающих конструкциях зданий (дверей, ворот, окон и люков) не нормируются, за исключением специально оговоренных случаев и при нормировании пределов огнестойкости заполнения проемов в противопожарных преградах.
Соответственно, в настоящий момент не нормируется предел огнестойкости ворот в наружных ограждающих конструкциях здания (наружных стенах), за исключением случаев, если наружная стена здания является противопожарной стеной I или II типа.
Также не требуется устройство водяных завес в проемах наружных стен зданий.
В соответствии с п.А.5 приложения А (обязательное) СП 5.13130.2009  если площадь помещений, подлежащих оборудованию системами автоматического пожаротушения, составляет 40% и более от общей площади этажей здания, сооружения, следует предусматривать оборудование здания, сооружения в целом системами автоматического пожаротушения, за исключением помещений, перечисленных в п.А.4 приложения А (обязательное) СП 5.13130.2009 .
Соответственно, если пандус размещен во внутреннем объеме подземной автостоянки, то данный объем также защищается спринклерными оросителями.
В соответствии с п.4.4.17 , п.9.4.6 СП 1.13130.2009 , п.6.11.9 СП 4.13130.2013 , п.5.1.38 СП 113.13330.2012  в подземных автостоянках при наличии двух и более подземных этажей эвакуацию с них следует предусматривать по незадымляемым лестничным клеткам типа НЗ.
В соответствии с п.5.2.18 СП 154.13130.2013 "Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности"  с каждого этажа пожарного отсека автостоянок должно быть предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно наружу или в незадымляемые лестничные клетки типа Н3, имеющие выход непосредственно наружу.
В одноэтажных подземных стоянках для эвакуации предусматриваются обычные лестничные клетки с выходом непосредственно наружу.
Под термином "обычные лестничные клетки" понимаются лестничные клетки типа Л1 и Л2.
Соответственно, именно для одноэтажных подземных стоянок для эвакуации предусматриваются обычные лестничные клетки, к примеру Л1, с выходом непосредственно наружу.
В соответствии с ч.1 , ч.2 ст.40 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"  (ред. от 13.07.2015) тип Л1 - лестничные клетки с естественным освещением через остекленные или открытые проемы в наружных стенах на каждом этаже.
В соответствии с п.5.4.16 СП 2.13130.2012  двери незадымляемых лестничных клеток типа Н2 и Н3 (кроме наружных дверей) должны быть противопожарными 2-го типа для зданий высотой до 50 м и 1-го типа для зданий высотой 50 м и более.
Соответственно, в настоящий момент не нормируется предел огнестойкости дверей (внутренних и наружных дверей) лестничных клеток типа Л1.
Также не требуется устройство водяных завес в дверных проемах лестничных клеток типа Л1.

Если не можете найти нужное решение, задайте свой вопрос!

Пожалуйста, более подробно опишите Вашу ситуацию (не менее 150зн).
Услуга бесплатна.

Закажите звонок эксперта по пожарной безопасности!
Перезвоним моментально:

Услуга бесплатна.