Отвечаем на вопросы по пожарной безопасности
Попробуйте найти аналогичную тему среди 4738 имеющихся вопросов по пожарной безопасности или
Задайте свой вопрос 
» » 🔥Какие установлены правила тушения пожаров?

🔥Какие установлены правила тушения пожаров?

  • 0
2021-02-22 16:04 0
  • 22 февраля 2021 16:04
  • 316
2021-02-22 16:04
  • 0
Николай Морозов
Ответил эксперт:
В действующем федеральном законодательстве отсутствуют единые правила тушения пожаров.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) пожар представляет собой неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Организацией тушения пожаров является совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
В соответствии со ст. 22 Закона о пожарной безопасности тушение пожаров - это действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
Статья 3 Закона о пожарной безопасности относит тушение пожара к объектам воздействия системы обеспечения пожарной безопасности, основными элементами которой являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Тушение пожара является одной из задач пожарной охраны, в состав которой входят государственная противопожарная служба, муниципальная пожарная охрана, ведомственная пожарная охрана, частная пожарная охрана и добровольная пожарная охрана (ст. 4 Закона о пожарной безопасности).
Таким образом, правила тушения пожаров устанавливаются применительно к каждому элементу системы обеспечения пожарной безопасности.
В настоящее время наиболее детально регламентированы правила тушения лесных пожаров.
Правила тушения лесных пожаров утверждены Приказом Минприроды России от 08.07.2014 N 313 (далее - Правила тушения лесных пожаров).
В целях установления оптимального режима и способов тушения лесных пожаров территории, на которых расположены леса, разделяются на районы применения авиационных сил и средств пожаротушения и наземных сил и средств пожаротушения.
Районы применения наземных сил и средств пожаротушения устанавливаются в лесах, расположенных на территориях с развитой дорожной сетью, на которые прибытие наземных сил и средств пожаротушения возможно в течение 3 часов с момента обнаружения лесного пожара вне зависимости от погодных условий (п. п. 4, 6 Правил тушения лесных пожаров).
На основании п. 8 Правил тушения лесных пожаров организация руководства работами по тушению лесных пожаров на территории лесничества или лесопарка осуществляется в соответствии с планом тушения лесного пожара (Правила разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 N 377) и сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации (Правила разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.05.2011 N 378).
Согласно п. 16 Правил тушения лесных пожаров непосредственное руководство тушением лесного пожара осуществляется руководителем тушения лесного пожара, который управляет на принципах единоначалия подразделениями лесопожарных организаций, а также привлекаемыми силами и средствами пожаротушения, участвующими в тушении лесных пожаров.
Согласно п. 28 Правил тушения лесных пожаров при тушении крупного лесного пожара руководитель тушения лесного пожара вправе организовать штаб по тушению лесного пожара.
В соответствии с п. п. 31, 33 Правил тушения лесных пожаров действия работников лесопожарной организации по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возвращения сил и средств пожаротушения на места их постоянной дислокации. Начальным действием по тушению лесного пожара является его обследование. Обследование лесного пожара проводится руководителем тушения лесного пожара и работниками подразделений лесопожарных организаций по всей кромке лесного пожара.
На основании п. 36 Правил тушения лесных пожаров при тушении крупных лесных пожаров с целью обеспечения руководства и взаимодействия руководитель тушения лесного пожара составляет схему тушения лесного пожара, на которой отображаются основные элементы принятого им плана выполнения работ.
Согласно п. 46 Правил тушения лесных пожаров доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно включает в себя сбор в местах постоянной дислокации работников подразделений лесопожарных организаций и других привлекаемых в соответствии с планами тушения лиц, их доставку наземным и (или) авиационным транспортом к месту лесного пожара, включая при необходимости создание временных посадочных площадок для вертолета.
Как следует из п. 51 Правил тушения лесных пожаров, локализация лесного пожара достигается путем выполнения комплекса действий, направленных на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения путем создания минерализованных полос и (или) полностью потушенных участков кромки по всему периметру лесного пожара и условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами пожаротушения.
При тушении лесных пожаров используют два метода - прямой и косвенный. Прямой метод применяется в основном при тушении низовых лесных пожаров слабой и средней интенсивности в случаях, когда есть возможность непосредственно потушить кромку лесного пожара и (или) создать у кромки лесного пожара заградительную полосу. Косвенный метод применяется при тушении низовых сильных и верховых лесных пожаров, когда линия остановки огня выбирается на определенном расстоянии от кромки лесного пожара (п. 55 Правил тушения лесных пожаров).
В соответствии с п. 63 Правил тушения лесных пожаров выбор способов и технических средств тушения лесного пожара в зависимости от вида, интенсивности и скорости распространения лесного пожара, наличия транспортной и водной сети в районе тушения, особенностей прилегающей территории, наличия сил и средств пожаротушения, намечаемых тактических приемов и сроков тушения, метеорологической обстановки, а также периода начала тушения лесного пожара относительно светового времени суток определяется руководителем тушения лесного пожара и руководителями подразделений лесопожарных организаций самостоятельно.
Согласно п. 67 Правил тушения лесных пожаров ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию. После ликвидации лесного пожара производится прекращение всех работ по тушению и возврат сил и средств пожаротушения к местам постоянной дислокации или направление их на тушение других лесных пожаров. В случае, когда на ликвидированном лесном пожаре в течение 5 дней произошло возобновление горения от потушенных частей лесного пожара, данный пожар считается возобновившимся.
На основании п. 70 Правил тушения лесных пожаров в течение пяти дней после ликвидации лесного пожара руководителем лесничества или лесопарка составляется акт о лесном пожаре. Данные о ходе тушения лесного пожара предоставляются специализированной лесопожарной организацией.
Согласно ч. 4 ст. 21 Закона о пожарной безопасности для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.
В настоящее время действуют следующие акты в данной области:
- Приказ МЧС России от 03.07.2015 N 341 "Об утверждении свода правил "Пожарная охрана предприятий. Общие требования";
- Распоряжение ОАО "РЖД" от 10.01.2014 N 13р "Об утверждении стандарта ОАО "РЖД" "Система управления пожарной безопасностью в ОАО "РЖД". Основные положения" (п. 6.5 посвящен организации тушения пожара);
- "Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам" (утв. МЧС России 31.10.1996 N 9/733/3-2, МПС России 25.11.1996 N ЦМ-407) (разд. 4 установлен порядок организации тушения пожаров);
- Письмо Минлегпрома РСФСР от 18.09.1972 N 73-473 "О Правилах пожарной безопасности для предприятий легкой промышленности РСФСР" (устанавливают Нормы первичных средств пожаротушения - Приложение 3);
- "ППБО-136-86. Правила пожарной безопасности для предприятий черной металлургии" (утв. МВД СССР, Минчерметом СССР 17.04.1986) (устанавливают Нормы первичных средств пожаротушения - Приложение IV);
- "ППБО-157-90. Правила пожарной безопасности в лесной промышленности" (утв. Минпромом России 13.01.1992) (Приложение 9);
- "РД 153-34.0-03.301-00 (ВППБ 01-02-95*). Правила пожарной безопасности для энергетических предприятий" (утв. РАО "ЕЭС России" 09.03.2000) (гл. 26 разд. К).
Кроме этого, действуют правила тушения пожаров Федеральной противопожарной службой Государственной противопожарной службы, входящей в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
- Приказ МЧС России от 16.10.2017 N 444 "Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ";
- Приказ МЧС России от 09.01.2013 N 3 "Об утверждении Правил проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде".
Подготовлено на основе материала
П.С. Долгополова,
ООО "СевИнтелИнвест"

Если не можете найти нужное решение, задайте свой вопрос!

Пожалуйста, более подробно опишите Вашу ситуацию (не менее 150зн).
Услуга бесплатна.

Закажите звонок эксперта по пожарной безопасности!
Перезвоним моментально:

Услуга бесплатна.